Крупнейшие железнодорожные катастрофы в мире

Железнодорожные катастрофы случаются на порядок реже, чем автомобильные или производственные. По уровню безопасности, которая может быть гарантирована пассажирам во время поездок, железнодорожный транспорт находится на втором месте после авиационного.

 

Но беда может случиться в любом месте и в любое время, поэтому никто не может гарантировать вам вашу безопасность на 100%. Каким бы ни был совершенным транспорт, всегда существуют факторы и обстоятельства, способствующие неблагоприятному развитию событий.

 

Но ничто так не может усугубить критическую ситуацию, как человеческая ошибка в сочетании с банальным невезением. Так, в ночь с 6 на 7 августа 1987 года на станции Каменская в городе Каменск-Шахтинский (СССР) произошла одна из крупнейших железнодорожных катастроф за всю историю железной дороги. Грузовой поезд №2035 массой около 5 тысяч тонн двигался следом за пассажирским поездом №335 сообщением Ростов-на-Дону – Москва, состоящим из 13 вагонов. Грузовой поезд, с которым на предыдущей станции проводилась замена локомотива и локомотивной бригады, тронулся с места довольно затруднительно, но локомотивная бригада, которая впервые вела поезд такой большой массы, не придала этому значения.

 

Оказалось, что тормоза на вагонах были задействованы, и после того, как поезд набрал скорость, они вышли из строя, т.к. тяговая сила двигателей трёхсекционного локомотива преодолела силу торможения, и тормозные колодки были попросту стёрты. За 10 км до станции Каменская, где пассажирский поезд №335 ожидал входного светофора, на спуске грузовой поезд набрал большую скорость. Когда машинист начал применять торможение, он понял, что тормоза не работают, т.к. поезд продолжал набирать скорость. Реостатное (постепенное) торможение тоже не помогло. Машинист связался с дежурной по станции Каменская и доложил о ситуации. Все пути на станции были заняты различными составами, поэтому пропустить неуправляемый поезд никак не удалось бы. Дежурная не могла связаться с локомотивной бригадой пассажирского поезда №335 из-за проблем с радиосвязью. Когда связь, наконец, восстановилась, она приказала немедленно убрать поезд с пути.

 

В это время неуправляемый поезд уже подъезжал к станции. Проводник поезда №335, заметив, что тот отправляется раньше времени, сорвал стоп-кран (это входило в его прямые обязанности). Помощник машиниста прибежал к вагону, в котором был сорван стоп-кран, чтобы объяснить ситуацию. Но в это время на станцию на скорости около 140 км/час въезжает грузовой состав, на ответвлении вагоны отцепляются от локомотива и сходят с рельс. Сам локомотив продолжает двигаться по пути, на котором стоял №335 и на скорости более 100 км/час врезается в его хвост, разрушая вагоны с пассажирами. В результате катастрофы погибло 106 человек, 114 были ранены. Позже при ликвидации последствий аварии электрическим током был убит электромонтёр, ставший 107-й жертвой.

 

Летом следующего года (27 июня) в Париже на Лионском вокзале случилась катастрофа, которая имела схожие черты с катастрофой на ст. Каменская. Поезд 153944, состоящий из 8 вагонов, следовал из Мелёна в Париж. На одной из станций, которую он по летнему времени проезжал без остановки, пассажирка, которая об этом не знала, сорвала стоп-кран. Она скрылась ещё до того, как кондуктор успел спросить у неё о причине остановки. После срывания стоп-крана тормоза в каждом вагоне были заблокированы. Неверные действия машиниста по устранению этой проблемы привели к тому, что они вовсе вышли из строя. Остановка поезда привела к значительному отставанию от графика, поэтому проездной диспетчер дал команду машинисту ехать к конечной станции без остановок.

 

При подъезде к Лионскому вокзалу поезд, движущийся на скорости более 90 км/час, должен был сбросить скорость до 60 км/час. Но он не тормозил. Машинист сказал кондуктору воспользоваться ручным тормозом, который находился в одном из вагонов, а сам в панике связался с диспетчером и объяснил ситуацию, забыв назвать своё имя и номер поезда. Вблизи вокзала на крутом спуске поезд начинает набирать скорость, и машинист приказывает пассажирам перебраться в хвост поезда, случайно нажав кнопку тревоги. Во всех поездах в радиусе нескольких километров звучит сигнал тревоги, который обязывает машинистов немедленно остановить их поезда.

 

В это время на платформе Лионского вокзала, к которой приближался неуправляемый поезд, стоял ещё один пассажирский поезд 15339. Из-за сигнала тревоги он не мог отправиться, хотя отставал от расписания на 5 минут. Этот сигнал мешал машинисту 15339 связаться с диспетчером. Через несколько секунд кондуктор неуправляемого поезда наконец нашёл ручной тормоз в одном из вагонов, но было уже поздно. Тормозной путь при использовании ручного тормоза слишком большой на такой скорости.

 

Мгновением спустя 153944 подъезжает к платформе, и это замечает машинист стоящего на ней поезда. Он сразу же хватает микрофон и приказывает пассажирам немедленно покинуть вагоны, повторяя это вплоть до момента столкновения. Через несколько секунд стремительно мчащийся поезд на скорости 70 км/час сталкивается с головным вагоном 15339 и разрушает его и второй вагон. Машинист поезда 15339 и ещё 55 человек погибли на месте. 57 были ранены. Следователи признали, что этот машинист ценой своей жизни спас жизни многих десятков других людей.

 

В мире ежедневно случаются аварии на железных дорогах с разными последствиями. Одни приносят лишь материальные убытки, другие – смерть. Это происходит из-за человеческих ошибок. Нам всем свойственно ошибаться. Но нужно думать над своими действиями, отвечать за них и при возможности просто исключать возможность допущения подобных роковых ошибок, которые могут стоить человеческих жизней.

 
Узнать цены на наши услуги можно на странице "Цены".
Заполните
форму и наш менеджер свяжется с вами.