Джордж Стефенсон: непростое детство создателя паровоза |
До восемнадцати лет он не знал грамоты. Даже букв не знал. Он пас скот, работал погонщиком на шахте, был кочегаром, присматривал за паровым двигателем. Словом, зарабатывал на хлеб и чувствовал себя не несчастней и не счастливей тысяч других сверстников. О чем он думал в те годы, о чем мечтал? Теперь уже этого не узнать. Можно только догадываться: мальчишке хотелось понять, почему насос качает воду, как пар поднимает поршень в цилиндре, и почему солнце исчезает за лесом, и отчего мерцают августовские звезды. Да, он был из той вечной и замечательной породы «почемучек», из тех ребят, которым до всего дело.
Сто пятьдесят с лишним лет назад тоже существовали вечерние школы. И он стал учиться в одной из таких школ. Трудно, очень трудно одолевать грамоту, основы арифметики после целого дня тяжелой работы. Но человеку надо было все узнать, все выяснить, и он учился. Наконец он окончил школу и понял самое главное: знания его ничтожны, а жизнь бесконечно богата.
Пока он, преодолевая дремоту, боролся с чертовской усталостью, страшнейшим усилием воли заставлял себя быть внимательным на уроках, ему казалось: он пьет море. А кончил школу, и стало ясно: не выпит даже маленький ручеек… И тогда он перешел на ночную работу. Дежурил у паровых машин, качавших воду из шахт. Прислушиваясь к тяжким вздохам поршней, к сердитому посвисту пара, снова и снова борясь с усталостью, читал. Он читал не детективные романы, не «легкую» веселящую душу литературу, – нет, на ночные дежурства молодой машинист приносил «Курс математики». Иногда, правда, ему приходилось отрываться от книги и… браться за сапожный молоток. Знаний и денег – вот чего ему не доставало больше всего на свете. Так продолжалось долго. Но усилия его не пропали зря. В 1813 году тридцатидвухлетний Джордж Стефенсон взял патент на «самодвижущуюся паровую машину». Так родился паровоз.
Не к чему рассказывать о победном пути новой машины. Но об одном очень любопытном штрихе в биографии Стефенсона, просто нельзя умолчать: до конца своих дней, а прожил Стефенсон шестьдесят семь лет, он отказывался от всех самых почетных званий и титулов, которыми его пыталось отблагодарить признательное человечество. Подарив людям величайшее открытие своего времени – железнодорожный транспорт, – Стефенсон продолжал считать и именовать себя просто рабочим.
Вот такой это был человек. На его могиле следовало бы начертать: |
Узнать цены на наши услуги можно на странице "Цены".
Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами.